Классификация садов. История.
Вот, наконец-то нашел в своих документах, файлик, в котором расписаны пункты, которые я хотел бы осветить в начальных (первых) статьях (есть у меня такая привычка - все планировать заранее :)). По прочтении обнаруженного документа пришел к выводу, что свой последний вменяемый пост (см. 22 марта 2007) я не дописал до желаемого пунктика, а потому сегодня очень уж охота продолжить с того места, на котором остановился...
Итак...
Как я уже писал, для начального этапа искусства большое значение имел сложившийся в древности культ гор и камней, связанный позднее с культом предков. Во многих районах Японии обнаруживаются каменные круги, смысл которых ныне не совсем понятен и вызывает весьма различные толкования. Выглядят они по разному, иногда эта округлая выкладка из плоских камней, а иногда продолговатые камни, уложенные вокруг вертикально поставленного столба и окруженные еще одним кольцом из камней различной формы. Такие сооружения некоторые японские ученые называют «солнечными часами». А мне сразу приходят на ум еще и знаменитый Стоунхендж, и наши сочинские дольмены...
Следующий период, после Нара, период, длившийся с IX по XII век, именуется Хэйанским. Воздвигается новая столица – Киото. Кроме придворных и храмовых садов, формируется совершенно новый вид садового искусства – сады чайной церемонии, или же сады чаепития.
Хэйанские сады имели двойную функцию: на сад можно было смотреть из интерьера дома или любоваться им во время прогулки, катания на лодке по озеру. В своей эмоциональной выразительности сад был близок к поэзии. На этом про Хэйан сказать больше ничего не могу, поскольку литературы про него у меня крайне мало, да и, признаться, не очень мне он интересен.
Далее следует эпоха Камакура (XII-XIV вв.). А через некоторое время появляется некий синтез этих двух культур.
А вот тут уже интересно:
В наступивший новый период появляется следующая классификация садов. Отличают два главных типа сада в зависимости от характера почвы: пейзажный сад с холмами – цукияма – и плоский сад – хиранива. В каждом из этих подразделений имеются три формы: развернутая, полная форма – син, полусокращенная форма гё и сокращенная форма – со.
В общем, не знаю уж как сказать, но постепенно формируется понятие (я в литературе часто вижу, что там еще и каллиграфия была приобщена) что самая краткая форма – не самая простая, а в каком-то отношении самая сложная.
Во многом, я кажется уже писал об этом, религия сыграла бОльшую роль в становлении японских садов. Но все-таки, позволю себе повториться (этот отрывок у меня взят откуда-то, а откуда не знаю, если вспомните - поделитесь, я хоть авторство поставлю):
Садовое искусство Японии складывалось под влиянием разных религиозно-философских течений, которые, однако, имеют много общего. Например, всем им свойственно обожествление природы. Благодаря этому в Японии возник своеобразный культ красоты, причем именно природа считалась эталоном прекрасного. Японцам присуще стремление жить в согласии с природой. Общий девиз японского искусства: «Не сотвори, а найди и открой».
Создавая свое произведение из природного материала, художник прежде всего стремится сохранить его фактуру и выявить изначально уже заложенную в нем красоту. Он не диктует материалу свою волю и не навязывает зрителю свое представление о красоте. Те же требования предъявляются и к созданию сада – он должен наиболее полно раскрыть первородную прелесть камней, песка, воды, мха и растений.
Определенная творческая активность требуется и от зрителя, это очень важно. Созерцание сада должно вызывать определенный ассоциативный ряд. У неподготовленного человека, незнакомого с религией, форма и расположение камней и растений напомнит что-нибудь из его прошлого опыта и наведут на размышления. Но самое важное заключается в том, что произойдет концентрация внимания и самоуглубление – в этом состоит главное назначение японского сада. Японский сад не только дает возможность наслаждаться красотой природы и гармонией мироздания. Предаваясь созерцанию, человек должен ощутить свою причастность общему пути, почувствовать себя частью единой Вселенной. Видя окружающую гармонию, зритель должен разобраться в себе и обрести внутренний покой и умиротворение. Японский сад «помогает» человеку освободиться от всех привычных представлений, от того, что диктует ему во многом примитивное логическое мышление. Созерцание сада побуждает к работе не мысль, а душу, способствует выходу на принципиально новый уровень мышления - поэтически-метафорический.
Ну, на этом, пожалуй все на сегодня, отвык я уже столько писать :)